30.03.2010

Имидж преподавателя

Имидж преподавателя - дистанционная конференция "Как стать лучшим учителем" - номинация: Кто он такой «Лучший учитель»? Обновление профессионально-квалификационных характеристик педагогов. http://distant.forumy2x2.ru/t19-topic/

 

Значение имиджа. Внутренние слагаемые имиджа. Формула имиджа. Внешние слагаемые имиджа. Пропаганда. Оклад. Независимость. Реализованность. Увлеченность. Разносторонность. Недоглядели ли мы что? Неповторимость. Наше публичное мнение друг о друге.

Имидж преподавателя

Микулич Антонио Геннадьевич

ГОУ СОШ №1100, 9175197844, antoniom11@yandex.ru

Значение имиджа

Важность имиджа - этот вопрос в целом не оспаривается.

Является ли это ключевой позицией, обеспечивающей результат? Вряд ли имидж перевесит методический и предметный профессионализм. Но ключевым этот параметр остается. Его коэффициент от 0,1 до 5. То есть он может в десять раз урезать эффект и максимум в 5 раз усилить. Цифры, конечно, даны в качестве художественного приема. Научного эксперимента не ставил. Но за верность по сути говорит опыт.

Отсюда следует как то, что имидж - не главная составляющая, так и второе, что тем не менее это абсолютно необходимый фактор. И значит, без высокого имиджа преподавателя результата значимого не будет.

Учитель – модератор той человеческой активности, которая направлена на познание и формирование личности. И еще он транслятор. Транслятор информации, которая нужна, чтобы ученик развивался и учился. А результат зависит от внимания. А внимание может гулять от полного невнимания до фанатичного и завороженного. И вот тут важен имидж. Имидж учителя. (Но не только)

Имидж определяется двумя вещами: личностью и внешней средой.

Внутренние слагаемые имиджа. Формула.

Что касается работы над личными слагаемыми, здесь важно

1) соблюдение норм общечеловеческой морали и этики и,

2) что главное, не стараться, не выделываться, а быть собой. То есть естественность.

(Можно быть модным, можно быть аскетом, но нельзя неряхой. Можно быть остроумным и жизнелюбивым, можно пуританином, но нельзя быть циником. Можно быть горячим, можно быть флегматиком, но нельзя быть несдеражнным и т.п.)

По этой части можно говорить много. Перечислять большой список качеств человеческих примерных и вызывающих уважение. (См. тематические разделы: человеческие достоинства) Но все же суть в естественности. И формула такая: «Быть собой, только не делать гадости. (См. тематические разделы: аморальное поведение, провокации, манипуляции) Следить за собой, только не красоваться»

Есть один простой психологический фактор. Наши недостатки, если они не содержат манипуляций и провокаций и прямо не мешают процессу работы – замечаются только в первый момент. Затем исчезают из поля зрения окружающих нас, если мы сами на них не циклимся. Даже, если недостатки где-то мешают, например, проблемы с дикцией, мы это простим за качество содержания.

Внешние слагаемые имиджа. Пропаганда.

А вот внешняя среда – это проблема текущая. И именно здесь современная российская школа получила удар ниже пояса. Причем, нокдаун основательный.

На этом хотелось бы остановиться. Внешняя среда, формирующая имидж учителя, это прежде всего медиа пространство. Пресса, ТВ, интернет. Не анализируя причин, констатирую факт того, что последние 10 лет имел место выброс информации (или вброс?) сильно дискредитирующей реноме учителя. Необъективной. Грязной. Резонанс это дало сильнейший. Мы почувствовали его тут же. Дополнительный обвал, и без того упавшей по причинам социальной нестабильности мотивации к учебе. Сильнейший негатив со стороны родителей, учащихся – главных действующих лиц учебного процесса. Страх. Почти паника иногда. Презрение и высокомерие. Не повально, конечно.

Напомню, что уважение к учителю, воспитывалось исторически в людях ради социальной стабильности, преемственности и прогресса. Это один из стратегических опорных столпов государства. Особенно на востоке. Россия там же на половину. Рубить этот столп – подрывать государство.

Это создает предубеждение. Кривое зеркало. Отсутствие элементарного внимания, не то чтобы доверия.

Конечно, главный метод борьбы тут это не резонировать на теме и своими делами опровергать ложь. Но еще имеет смысл сделать как бы «прививку». Ненавязчиво поднять эту тему на родительских собраниях.

В связи с этим, полагаю, что стоит обратить внимание аудитории на то, что такой факт есть. Может быть это информационная война, может это раздувание из мухи слона. Может быть это бессознательные страхи, может сознательная подготовка почвы для изменений в данном социальном институте, может что-то другое – но это имеет место быть. Это нужно подать не категорично, не отрицая проблемность российской педагогики. Просто остановить лавину, цепную реакцию. Создать в сознании иной опорный камень для оценки ситуации. Ведь работать с людьми в искажающих очках не возможно.

Вводить ценз бессмысленно и не нужно.

Оклад. Независимость. Реализованность. Увлеченность. Разносторонность.

Материальное положение учителя также формирует имидж. Учитель полезен, если он учит быть эффективным. Но если он сам являет пример откровенно не сводящего концы с концами человека, не стоит у него учиться эффективности. Если он не монах аскет с аурой святого, нищета не является его добровольным условием. И бедность также. К тому же это провоцирует злоупотребление материальным положением. Искушает. Или делает его субъектом манипуляций через взятки, подарки. Пусть гипотетически. Но это имидж.

Оптимально, если преподаватель демонстрирует ученикам высокую степень свободы с точки зрения честного заработка. Но лишь по мере необходимости и ради достойных целей. То есть при необходимости в средствах (любых) он находит возможность их заработать в любом количестве (как консультант, как специалист в своей области, как аналитик). А пиетета к богатству не проявляет.

Но в данных социально-экономических условиях это никак нельзя требовать от учителя.

В идеале учитель должен просто иметь существенно выше оклад и время для реализации себя как личности разносторонней. Он не должен быть белой вороной в смысле ощипанной и голодной, помнящей только дорогу в школу и домой. И ничего кроме программы не знающим, интересы иные потерявшим. Он пример для наших детей. При 40 часах в неделю это невозможно. Это убийственно во всех смыслах. Не только в плане имиджа.

Определяющим фактором в падении имиджа учителя в последние годы является именно пропаганда. Но не единственным. В конечном счете, одним из формирователей общественного мнения об учителе является сам учитель.

Недоглядели ли мы что? Неповторимость.

Что же мы сами упустили с точки зрения пиетета к нам? Часто никто уже не вскакивает, и мало кто поворачивает голову, в сторону вошедшего преподавателя. Учитель перестал быть особенным. Возвышенным, наполненным загадочной аурой, странным, находящимся на несокращаемой дистанции и в то же время рядом-рядом и, главное, неподражаемо интеллигентным. Или просто снизили планку? Но этому я позволю себе дать объяснение. Во-первых, не совсем так. А во-вторых, после стольких атак, набегов варваров, засух и наводнений страна интеллигентия распалась. Увы! А нельзя быть настоящим хиппи, если нет больше хиппи (и слава богу!). И нельзя быть настоящим интеллигентом, если эта страна осталась в книжках. (Или почти так) А жаль!

И еще. Приходилось завоевывать авторитет, когда рухнули авторитеты. А авторитет дешево не дается. Он приходит через жертвы и время. И платить надо этой валютой. Если авторитет не дешевый.

Но есть еще один фактор. Иногда в разы сильнее, чем самый изощренный пиар. Это наше публичное мнение друг о друге!

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных