2. Поездка в дом - второй тип мероприятии, составляющих базу программы.

Важнейший вопрос работы над собой невозможен без обращения к себе,  самопознания.  Это основная задача второго типа поездок  в  дом.  Она  проводится  ежегодно  в январские (или но­ябрьские) каникулы.  Зимний сон природы  способствует  отвлечению внимания на свой внутренний мир.

Организуется группа 5-15 человек. Выбирается известный дом в пределах 5-10 часовой поездки. Дом деревянный, русский, с печкой, без водопровода и газа. Обязательно в достаточно тихой затерянной местности. Минимальное присутствие местного населения.

Группа добирается до дома,  совершая большой дневной переход по снегу от станции. Все технические и страховочные этапы обеспе­чиваются заранее. Переход в пределах основательной нагрузки даже для бывалых.

Этот переход является мостом к  новому  деревенскому  укладу жизни. Одновременно он отражает усилие, которое необходимо прило­жить,  чтобы достичь желаемой цели.  Зимняя  природа  накладывает свой отпечаток.  Многие вообще встречают в этой поездке настоящую зиму впервые, так как не выезжали из города.

Основная деталь Поездок в дом  - психологические игры,  цель которых - обращение к себе, самопознание. Они проводятся ночью, когда внимание способно к сильной концентрации.  Это позволяет следующий распорядок:

1) поздний подъем

2) завтрак

3) хозяйственные работы

4) обед

5) 3-4 часа: походик, игры на снегу

6) ужин

7) готовка пирогов

8) чай с пирогами

9) игра

Снаряжение

Походная раскладка "на снег" без палаток и костровых.

"Готовки"

Число "готовок"  (дни*3) делится на количество людей в груп­пе.  Таким образом определяется число "готовок",  приходящееся на каждого участника (обычно 2).

Каждый участник знает число отъезжающих.  Ему дается задание на "фирменное блюдо", рассчитанное на всех. Необходимые продукты он покупает сам и сам же несет.  Ребята опытные, конечно, разгру­жают новичков и девочек.

В первый день в доме разыгрывается  номер  "готовки". Таким образом каждый узнает,  в какой день и когда он готовит свое фир­менное блюдо. Возможностью совпадения меню пренебрегается - мало­вероятно.

Первые две готовки делает руководитель, показывая, как обра­щаться с печкой и какой пользоваться посудой.

Кроме этого,  каждый берет ингредиенты для пирогов. В первый вечер ученикам показывается, как приготавливаются несколько видов пирогов в печке.  Со следующего дня каждый,  один или в группе по 2-3 человека, готовит свой пирог к чаю.

Хозяйство

Принципиальное условие: все хозяйственные работы и заготовки дров, воды и т.п. выполняются детьми.

Обязательно выполняется какая-то существенная работа (почин­ка дома,  или сарая,  или колодца и т.п.) Дом  должен  приобрести что-то от людей, которых он приютил.

Сон

В своих походных спальниках, на ковриках на полу.  Девочки выбирают лучшие места на кроватях и печке по желанию.  Мальчики в условиях равных.

Походики

Это послеобеденные  радиальные выходы по 10-20 км к интерес­ным местам или с целью знакомства с местной флорой  и  фауной  и, прежде всего, хороший моцион.

Игры на снегу

Регби, футбол  (шансы  мальчиков  и девочек уравниваются из­вестными методами). Цель - посмеяться, вдохнуть здоровья.

Чай с пирогами

Это психологическая подготовка к предстоящей игре, свободная беседа. Есть возможность обратить внимание на некоторые следствия прошлых игр,  помочь осознать те вещи,  которые выявляются в ходе игры.

Игра

Это психологическая игра,  очень захватывающая, но без мате­риальных призов,  которая требует в идеале полного  самоконтроля, непреклонной решимости и одновременно предельной проницательности по отношению к партнерам. Игра не командная. Создает очень разно­образные эмоциональные, логические ситуации.

Прежде всего, играющий убеждается

-что он ничего не знает ни о себе, ни о других,

-что имеет дело лишь с образом человека, а задача узнать его или себя крайне сложна,

-что все,  принимаемое им за свою интуицию - фикция,  а дос­тичь настоящей чуткости нешуточная проблема,

-что те схемы товарищеского взаимодействия,  которые исполь­зуются в жизни, крайне бедны, условны и искусственны, а настоящее взаимопонимание и дружба глубже и вне этих схем,

-что намерения его чаще всего лживы или натыкаются на такое количество препятствий в собственной личности, что не имеют шан­сов,

-что он крайне негибок, закрепощен и прогнозируем в своих реакциях, а над настоящей свободой владеть собой работы - непоча­тый край.

Руководитель не позволяет указанным пессимистическим выводам депрессировать человека.  Ход игры естественно обсуждается потом весь день, и есть возможность повернуть в случае необходимости настрой, создав импульс для работы над собой, поиска.