2.8 Организация работы в группе. Распределение обязанностей. Права.
Организационные методы: команды и функциональный (дежурства, специалисты)
Таблица «Основные различия функционального организационного метода и метода команды»
Организационные методы |
||
Функциональный метод |
Метод команды |
|
система дежурств |
специализация |
Участник выбирает функцию сам и по обстоятельствам |
Участник выполняет конкретную функцию, вверенную ему графиком дежурств или порученную руководителем |
||
Отвечает за выполнение своей функции |
Отвечает за общий результат дела, охватывающего комплекс функций |
|
В дежурное время |
Всегда |
Всегда |
Отвечает перед руководителем |
Отвечает перед командой |
Функции, обязанность и ответственность
Будем говорить о двух основных способах организации распределения функций в группе – функциональном методе и методе команды.
Функция – это действие, которое необходимо выполнять, для обеспечения планируемого результата.
В нашем случае это, например: разведение костра, сбор дров, обеспечение водой, постановка палаток, приготовление пищи и многое другое, что рассматривается в данном материале в целом. Но «функция» равна «обязанности» с точки зрения организации процессов. И у каждой функции есть ответственный. Ответственность есть основной критерий эффективности выполнения функций. Осознанная ответственность.
функция = обязанности = ответственность
Термин ответственность содержит в себе слово «ответ», но не обязательно подразумевает наказание. Осознание ответственности – степень психологического здоровья и зрелости индивидуума. Чем в большей степени человек отвечает перед самим собой и Господом, а не перед человеком, способным его наказать, тем выше организация его существа. Это определяет успех индивидуальных и коллективных действий. Система «ответа» - это система обратной связи, обеспечивающей достижение цели.
Ключевое отличие двух основных методов
- Уровень ответственности
- Отвечает за конкретную часть общего дела – функциональная система организации.
- Отвечает за общий результат и за конкретное дело – команда.
- Субъект, перед которым отвечает участник
- Перед непосредственным начальником.
- Перед самим собой и Господом.
«Функциональный метод» – первый способ функциональной организации.
«Система дежурств» - первый вариант функционального метода.
Функции в любой данный момент времени закреплены за конкретными людьми.
Функции дежурных
- Организация подъема (если «побудка» не закреплена за ее незаменимым исполнителем).
- Приготовление пищи и ее раздача.
- мытье посуды.
- Уборка лагеря.
- Разжигание и поддержание костра.
- Поддержание достаточного количества воды в лагере.
- При необходимости ночные дежурства.
Функции не дежурных при «системе дежурств»
- Обеспечить дрова при разбивке лагеря (см. «Разбивка лагеря») в полном объеме.
- Обеспечить воду при разбивке лагеря, заполнив все 2´2 пластиковые бутылки и каны.
- При разбивке лагеря учитывать их указания по планировке места.
- Предоставить дежурным незамедлительно все, что они требуют из продуктов и группового снаряжения.
- Помогать дежурным в сложных ситуациях.
- Возможен вариант обязанности каждого ежедневно приносить к костру и наломать определенное количество дров (≈ 5 – 10 кг или три большие дровины) – тогда с дежурных вообще может быть снята функция дров (рекомендуется, так как в определенных условиях сбор дров на лагерь может отнять все время, а нужно готовить и поддерживать лагерь).
- Не давать советов, если не просят.
«Система специалистов» - второй вариант функционального метода.
За каждую функцию отвечает определенный участник–специалист: «костровой», «повар», «дровосек», «водовоз» и т.д.
Здесь возможны внутренние дежурства среди, например, «поваров», так как это трудоемкое мероприятие.
«Метод команды» - второй способ функциональной организации
Особенности метода команды
- Командный подход к планированию и реализации работы. (см. «Команда и метод команды в принятии решений»). Существует общая ясность в понимании, что и зачем делается в любой момент, единое целеполагание по ключевым вопросам.
- Каждому известны все функции, которые необходимо осуществить в конкретных ситуациях. Например, при разбивке лагеря (см. «Разбивка лагеря») и т.п. Умение и силы, конечно, разные у разных участников.
- Распределение личного участия в комплексе необходимых мероприятий (функций) происходит на командном уровне. Степень участия зависит от личной сноровки, усталости, здоровья, желанию научиться, желанию поработать в паре, поработать одному, различию в доле трудозатрат на каждую отдельную функцию, выполняемых параллельно.
- Главное – нацеленность всех на качественное выполнение общей задачи: и конкретной тактической и стратегических целей путешествия.
- Таким образом, все заинтересованы:
× в отсутствии переутомления отдельных участников – следовательно, в бережном отношении, взаимопомощи, внимательности;
× в повышении сноровки любого и универсальности его подготовки – следовательно, в передаче знаний;
× в создании максимально здорового психологического климата – следовательно, в бесконфликтности взаимодействия, во взаимоуважении, во внимательности друг к другу;
× в эффективности принятия решений – следовательно, в отсутствии амбициозных споров, в согласованном взаимодействии.
- Личное участие завершается с завершением общей задачи. При этом кто-то, взявшийся за отдельное долгое дело, может не нуждаться в помощи, сказать об этом и освободить остальных. Например, двое берутся за готовку и, когда весь лагерь, дрова, вода – все сделано, и освободившиеся участники спрашивают: «Нужна ли помощь?» – им отвечают, чтоб не мешали.
- Роль руководителя в командной работе сводится к роли модератора, работающего на общих правах и с равным правом участия в решении текущих задач.
Функции и права руководителя
- Руководитель решает стратегические вопросы планирования.
- Назначает заместителя и замыкающего.
- Принимает решения при экстренных ситуациях, назначает руководителей и определяет состав подгрупп.
- Отбирает команду, ставит задачи перед ней, являясь модератором или назначая его. Принимает решения по итогам командной работы. (См. «Команда и метод команды в принятии решений»).
- Имеет право назначать наставников.
- Имеет право выступать как наставник.
- Имеет право назначать участок работы.
- Имеет право производить контроль над любой работой отменять ее и требовать ее переделки.
- Ставит задачи или определяет время и место привалов, стоянок, дневок.
- Выделяет группу разведки и ставит ей задачу.
- Будучи незанятым выполнением вышеприведенных обязанностей, действует на правах члена команды, выполняя соответствующие функции.
- Имеет право вето при противоречии тактических решений принятых участниками стратегическим планам.
- Принимает к рассмотрению любую информацию от врача группы.
- Предоставляет полные данные о состоянии своего здоровья врачу группы.
Функции и права врача группы
- Собирает информацию об эпидемиологическом состоянии мест, где пройдет маршрут и предоставляет всю необходимую по этому вопросу информацию руководителю.
- Собирает и демонстрирует руководителю групповую аптечку.
- Имеет право вносить изменения в состав индивидуальной аптечки.
- Имеет право вносить запрос об оплате необходимых медсредств.
- Качественно выполняет все необходимые и возможные в походных условиях медицинские действия, как профилактические, так и оперативные.
- Ведет разъяснительную работу.
- Назначает лечение, особый режим (в том числе нагрузки) и диеты.
- Дает четкую и своевременную информацию руководителю о способах лечения.
- Предоставляет полные и достоверные данные о состоянии здоровья участников, прогноз изменения.
- Своевременно докладывает о наличии вредных или опасных для здоровья участников факторов.
- Предоставляет полные и достоверные данные о состоянии своего здоровья руководителю группы.
- Будучи незанятым выполнением вышеприведенных обязанностей, действует на правах члена команды, выполняя соответствующие функции.
Функции и права членов команды
- Осуществляют все операции тактического плана, необходимые для жизнеобеспечения и движения группы.
- Доводят работу до конца.
- Имеют право выбирать свое рабочее место в общем букете дел, высказывать пожелания, участвовать в текущем планировании, выступать в роли наставника и ученика.
- Оставляют и переделывают работу по требованию руководителя.
- Слушают и выполняют все указания врача группы, связанные с его компетенцией.
- Докладывают врачу группы и руководителю о малейших изменениях в состоянии их самочувствия, включая настроение.
- Сообщают руководителю любую полученную информацию или впечатление, полагаемые значимыми в данном путешествии или вызывающими сомнения или опасения.
- Имеют права доложить о своих плановых и дополнительных расходах руководителю, аргументировав их целесообразность и рассчитывать на включение их в общий счет.
Функции и права замыкающего, заместителя и временного руководителя.
(Это может быть одно лицо)
- Принимают все решения необходимые для наилучшего достижения поставленной им руководителем цели.
- Принимают все решения нацеленные на воссоединение с группой и устранение причин разделения. (См. «Замыкающий»).
- Принимают решения при экстренных ситуациях в отсутствии руководителя.
- Осуществляют связь с руководителем. (См. «Связь на тропе»).
- Имеет право назначать наставников в отсутствии руководителя.
- Будучи незанятыми выполнением вышеприведенных обязанностей действуют на правах члена команды, выполняя соответствующие функции.
- Ежедневно докладывают руководителю о выполнении маршрутных планов и анализ отклонений.
- Слушают и выполняют все указания врача группы, связанные с его компетенцией.
- Докладывают врачу группы и руководителю о малейших изменениях в состоянии их самочувствия, включая настроение.
- Берут на себя общее руководство в случае потери руководителя.
- Будучи незанятым выполнением вышеприведенных обязанностей, действует на правах члена команды, выполняя соответствующие функции.
Преимущества командного метода
- Использует совокупные ресурсы навыков, сил, знаний, творческих и волевых способностей всех участников.
- Позволяет решать тупиковые, нестандартные проблемы.
- Дает возможность постоянно обучаться всем техническим приемам.
- Оптимально распределяет участие в зависимости от компетенции, усталости и критичности ситуации.
- Обеспечивает возможность смены деятельности и не дает возникнуть надоеданию от исполнения одной функции.
- Не позволяет участникам ограничить свое участие и ответственность на одной функции при безразличном отношении к трудностям остальных и общему успеху.
- Позволяет реализовать наставнический потенциал участников.
- Дает возможность для подготовки будущего руководителя из всех участников.
Поделиться с друзьями: