2.8. Организация работы в группе. Распределение обязанностей. Права.

2.8       Организация работы в группе. Распределение обязанностей. Права.

Организационные методы: команды и функциональный (дежурства, специалисты)

 

Таблица «Основные различия функционального организационного метода и метода команды»

Организационные методы 

Функциональный метод 

Метод команды 

система дежурств

специализация

Участник  выбирает функцию сам и по обстоятельствам

Участник выполняет конкретную функцию, вверенную ему графиком дежурств или порученную руководителем

Отвечает за выполнение своей функции

Отвечает за общий результат дела, охватывающего комплекс функций

В дежурное время

Всегда

Всегда

Отвечает перед руководителем

Отвечает перед командой

 

Функции, обязанность и ответственность

Будем говорить о двух основных способах организации распределения функций в группе – функциональном методе и методе команды.

 

Функция – это действие, которое необходимо выполнять, для обеспечения планируемого результата.

 

В нашем случае это, например: разведение костра, сбор дров, обеспечение водой, постановка палаток, приготовление пищи и многое другое, что рассматривается в данном материале в целом. Но «функция» равна «обязанности» с точки зрения организации процессов. И у каждой функции есть ответственный. Ответственность есть основной критерий эффективности выполнения функций. Осознанная ответственность.

 

функция = обязанности = ответственность

 

Термин ответственность содержит в себе слово «ответ», но не обязательно подразумевает наказание. Осознание ответственности – степень психологического здоровья и зрелости индивидуума. Чем в большей степени человек отвечает перед самим собой и Господом, а не перед человеком, способным его наказать, тем выше организация его существа. Это определяет успех индивидуальных и коллективных действий. Система «ответа» - это система обратной связи, обеспечивающей достижение цели.

 

Ключевое отличие двух основных методов

  • Уровень ответственности
  • Отвечает за конкретную часть общего дела – функциональная система организации.
  • Отвечает за общий результат и за конкретное дело – команда.
  • Субъект, перед которым отвечает участник
  • Перед непосредственным начальником.
  • Перед самим собой и Господом.

 

«Функциональный метод» – первый способ функциональной организации.

«Система дежурств» - первый вариант функционального метода.

Функции в любой данный момент времени закреплены за конкретными людьми.

 

Функции дежурных

  • Организация подъема (если «побудка» не закреплена за ее незаменимым исполнителем).
  • Приготовление пищи и ее раздача.
  • мытье посуды.
  • Уборка лагеря.
  • Разжигание и поддержание костра.
  • Поддержание достаточного количества воды в лагере.
  • При необходимости ночные дежурства.

 

Функции не дежурных при «системе дежурств»

  • Обеспечить дрова при разбивке лагеря (см. «Разбивка лагеря») в полном объеме.
  • Обеспечить воду при разбивке лагеря, заполнив все 2´2 пластиковые бутылки и каны.
  • При разбивке лагеря учитывать их указания по планировке места.
  • Предоставить дежурным незамедлительно все, что они требуют из продуктов и группового снаряжения.
  • Помогать дежурным в сложных ситуациях.
  • Возможен вариант обязанности каждого ежедневно приносить к костру и наломать определенное количество дров (≈ 5 – 10 кг или три большие дровины) – тогда с дежурных  вообще может быть снята функция дров (рекомендуется, так как в определенных условиях сбор дров на лагерь может отнять все время, а нужно готовить и поддерживать лагерь).
  • Не давать советов, если не просят.

 

«Система специалистов» - второй вариант функционального метода.

За каждую функцию отвечает определенный участник–специалист: «костровой», «повар», «дровосек», «водовоз» и т.д.

Здесь возможны внутренние дежурства среди, например, «поваров», так как это трудоемкое мероприятие.

 

«Метод команды» - второй способ функциональной организации

Особенности метода команды

  • Командный подход к планированию и реализации работы. (см. «Команда и метод команды в принятии решений»). Существует общая ясность в понимании, что и зачем делается в любой момент, единое целеполагание по ключевым вопросам.
  • Каждому известны все функции, которые необходимо осуществить в конкретных ситуациях. Например, при разбивке лагеря (см. «Разбивка лагеря») и т.п. Умение и силы, конечно, разные у разных участников.
  • Распределение личного участия в комплексе необходимых мероприятий (функций) происходит на командном уровне. Степень участия зависит от личной сноровки, усталости, здоровья, желанию научиться, желанию поработать в паре, поработать одному, различию в доле трудозатрат на каждую отдельную функцию, выполняемых параллельно.
  • Главное – нацеленность всех на качественное выполнение общей задачи: и конкретной тактической и стратегических целей путешествия.
  • Таким образом, все заинтересованы:

×          в отсутствии переутомления отдельных участников – следовательно, в бережном отношении, взаимопомощи, внимательности;

×          в повышении сноровки любого и универсальности его подготовки – следовательно, в передаче знаний;

×          в создании максимально здорового психологического климата – следовательно, в бесконфликтности взаимодействия,  во взаимоуважении, во внимательности друг к другу;

×          в эффективности принятия решений – следовательно, в отсутствии амбициозных споров, в согласованном взаимодействии.

 

  • Личное участие завершается с завершением общей задачи. При этом кто-то, взявшийся за  отдельное долгое дело, может не нуждаться в помощи, сказать об этом и освободить остальных. Например, двое берутся за готовку и, когда весь лагерь, дрова, вода – все сделано, и освободившиеся участники спрашивают: «Нужна ли помощь?» – им отвечают, чтоб не мешали.
  • Роль руководителя в командной работе сводится к роли модератора, работающего на общих правах и с равным правом участия в решении текущих задач.

 

Функции и права руководителя

  • Руководитель решает стратегические вопросы планирования.
  • Назначает заместителя и замыкающего.
  • Принимает решения при экстренных ситуациях, назначает руководителей  и определяет состав подгрупп.
  • Отбирает команду, ставит задачи перед ней, являясь модератором или назначая его. Принимает решения по итогам командной работы. (См. «Команда и метод команды в принятии решений»).
  • Имеет право назначать наставников.
  • Имеет право выступать как наставник.
  • Имеет право назначать участок работы.
  • Имеет право производить контроль над любой работой отменять ее и требовать ее переделки.
  • Ставит задачи или определяет время и место привалов, стоянок, дневок.
  • Выделяет группу разведки и ставит ей задачу.
  • Будучи незанятым выполнением вышеприведенных обязанностей, действует на правах члена команды, выполняя соответствующие функции.
  • Имеет право вето при противоречии тактических решений принятых участниками стратегическим планам.
  • Принимает к рассмотрению любую информацию от врача группы.
  • Предоставляет полные данные о состоянии своего здоровья врачу группы.

 

Функции и права врача группы

  • Собирает информацию об эпидемиологическом состоянии мест, где пройдет маршрут и предоставляет всю необходимую по этому вопросу информацию руководителю.
  • Собирает и демонстрирует руководителю групповую аптечку.
  • Имеет право вносить изменения в состав индивидуальной аптечки.
  • Имеет право вносить запрос об оплате необходимых медсредств.
  • Качественно выполняет все необходимые и возможные в походных условиях медицинские действия, как профилактические, так и оперативные.
  • Ведет разъяснительную работу.
  • Назначает лечение, особый режим (в том числе нагрузки) и диеты.
  • Дает четкую и своевременную информацию руководителю о способах лечения.
  • Предоставляет полные и достоверные данные о состоянии здоровья участников, прогноз изменения.
  • Своевременно докладывает о наличии вредных или опасных для здоровья участников факторов.
  • Предоставляет полные и достоверные данные о состоянии своего здоровья руководителю группы.
  • Будучи незанятым выполнением вышеприведенных обязанностей, действует на правах члена команды, выполняя соответствующие функции.

 

Функции и права членов команды

  • Осуществляют все операции тактического плана, необходимые для жизнеобеспечения и движения группы.
  • Доводят работу до конца.
  • Имеют право выбирать свое рабочее место в общем букете дел, высказывать пожелания, участвовать в текущем планировании, выступать в роли наставника и ученика.
  • Оставляют и переделывают работу по требованию руководителя.
  • Слушают и выполняют все указания врача группы, связанные с его компетенцией.
  • Докладывают врачу группы и руководителю о малейших изменениях в состоянии их самочувствия, включая настроение.
  • Сообщают руководителю любую полученную информацию или впечатление, полагаемые значимыми в данном путешествии или вызывающими сомнения или опасения.
  • Имеют права доложить о своих плановых и дополнительных расходах руководителю, аргументировав их целесообразность и рассчитывать на включение их в общий счет.

 

Функции и права замыкающего,  заместителя и временного руководителя.

(Это может быть одно лицо)

  • Принимают все решения необходимые для наилучшего достижения поставленной им руководителем цели.
  • Принимают все решения нацеленные на воссоединение с группой и устранение причин разделения. (См. «Замыкающий»).
  • Принимают решения при экстренных ситуациях в отсутствии руководителя.
  • Осуществляют связь с руководителем. (См. «Связь на тропе»).
  • Имеет право назначать наставников в отсутствии руководителя.
  • Будучи незанятыми выполнением вышеприведенных обязанностей действуют на правах члена команды, выполняя соответствующие функции.
  • Ежедневно докладывают руководителю о выполнении маршрутных планов и анализ отклонений.
  • Слушают и выполняют все указания врача группы, связанные с его компетенцией.
  • Докладывают врачу группы и руководителю о малейших изменениях в состоянии их самочувствия, включая настроение.
  • Берут на себя общее руководство в случае потери руководителя.
  • Будучи незанятым выполнением вышеприведенных обязанностей, действует на правах члена команды, выполняя соответствующие функции.

 

Преимущества командного метода

  • Использует совокупные ресурсы навыков, сил, знаний, творческих и волевых способностей всех участников.
  • Позволяет решать тупиковые, нестандартные проблемы.
  • Дает возможность постоянно обучаться всем техническим приемам.
  • Оптимально распределяет участие в зависимости от компетенции, усталости и критичности ситуации.
  • Обеспечивает возможность смены деятельности и не дает возникнуть надоеданию от исполнения одной функции.
  • Не  позволяет участникам ограничить свое участие и ответственность на одной функции при безразличном отношении к трудностям остальных и общему успеху.
  • Позволяет реализовать наставнический потенциал участников.
  • Дает возможность для подготовки будущего руководителя из всех участников.