Пропедевтический курс

«Пропедевтический курс физики для обучения в основной школе»

Микулич Антонио Геннадьевич

Аннотация

Идея работы, как наличие пропедевтического курса для учеников шестых классов, вытекает из анализа существующего курса физики в общеобразовательной школе, анализа существующих пропедевтических курсов и опыта личной работы по его реализации. И направлена на ликвидацию тех пробелов в системе знаний, которые мешают быстрому, глубокому, творческому постижению общего курса физики на любом уровне сложности.

Курс, оставаясь очень увлекательным и легко воспринимаемым для возраста шестиклассника, решает следующие основные задачи: прививает навыки научного метода исследования и обработки данных, формируют целостную картину мира, дает представление о самом процессе восприятия и оценки, формирует понятие зависимости и навыки выражения зависимостей через формулу, таким образом делая ее простым и удобным инструментом выражения процессов и связей мира, учит легко работать с формулой, учит самому открывать и описывать законы любых процессов, проводя эксперимент и выражая результаты формулой.

Цель курса – подготовить к высокому качеству образования по предмету физика. Сделать так, чтобы дети, отправляясь в плавание по морям и странам науки о природе, во-первых, умели плавать, во-вторых, имели представление о том, что такое эти море и страны, что они есть в целом, как план.

Таким образом формируется система знаний и навыков исследования и обработки данных, необходимая для легкого и объемного усвоения любых тем курса физики и осуществляется творческое постижение предмета.ета, и что там, собственно искать и зачем. И главное как искать!

Ключевой компонент: обретение методологических навыков работы; самостоятельное открытие законов; навыки  полного цикла научной работы.

Основные навыки: подход к исследованию явления; построение эксперимента; работа с  формулой и чтение формулы.

Акцент на проблемно-поисковом и исследовательском методе.

По окончании курса, обучающиеся существенно лучше воспринимают любые темы школьного курса физики. В разы повышается мотивация и интерес к изучению физики до конца учебы вне зависимости от наклонностей и профессиональной ориентации. Курс усваивается качественно глубже.  Обучающиеся участвуют более творчески в самом процессе обучения, имеют меньше рисков для здоровья из-за усталости и психологических напряжений.

Программа опробована и дает однозначный положительный результат.

К рискам можно отнести только требования выделения 2 часов в неделю для физики в шестом классе, что является «не привычным» для большинства школ.

Отзыв

 «Пропедевтический курс физики для обучения в основной школе»

Представленная работа посвящена описанию вводного, обзорного курса физики для 6-го класса, разработанного автором и трижды опробованного им в разные годы. Цель курса — создать у детей целостное представления о физике, заложить в их сознание основные принципы и концепции научного метода познания мира. Благодаря такому введению, предваряющему основной курс физики средней школы, каждое новое физическое явление или закон сразу укладывается в уже укоренившуюся в головах учащихся общую концепцию физической науки. Школьная программа перестает восприниматься как пугающее нагромождение разрозненных фактов и правил, а связывается в единую картину, передающую красоту и гармонию окружающего мира.

Работа содержит план занятий по разработанному автором курсу, конспекты проведенных уроков, примеры заданий и анализ сложностей, возникающих у учеников в ходе их выполнения. Экспериментально изучены и объективно проанализированы также долгосрочные последствия изучения предложенного пропедевтического курса вплоть до обучения в вузе.

Работа производит очень хорошее впечатление. Её актуальность и полезность  не вызывают сомнений, а проявленные автором увлеченность, компетентность и не навязанное модными тенденциями желание усовершенствовать существующую систему обучения заслуживают всяческих похвал.

Без сомнения, сама работа и ее автор заслуживают отличной оценки.

                            Научный руководитель                                                                                     старший преподаватель

                                                                                                                                                       к.ф.-м.н. Д.И. Холин

 

Цель курса

Подготовить к высокому качеству образования по предмету физика

История реализации идеи

•Данный курс был применен в шестых классах три раза в разные годы при  одновременной доработке.

•Имел обычное число контрольных материалов в виде коротких самостоятельных работ и отдельных творческих заданий, пять лабораторных работ и финальную контрольную работу.
•Параллельно проводилось наблюдение и сравнение дальнейшего продвижения по предмету класса, изучившего данный курс, с параллельным, который его не имел.

Предполагаемые факторы отставания

I не сформированность у обучающихся достаточных

•навыков целостного восприятия нашей реальности,
•представлений о взаимосвязях в природе,
•знаний о способах восприятия и интерпретации данных,
•представлений и структуре и масштабах нашей вселенной и нашего места в ней
II   не сформированность у обучающихся достаточного
•понимания закономерности, как знания зависимости между коррелирующими величинами;
•умения работать с формулой;
•умения находить зависимости экспериментально;
•отражать зависимости с помощью формул и, обратное действие, чтение формул, как описания имеющихся зависимостей;
•понимания смысла термина «зависимость» между величинами и знания видов и типов зависимостей

Ключевой компонент

– Обретение методологических навыков

– самостоятельное открытие законов.

– Навыки  полного цикла научной работы. 

Акцент на проблемно-поисковом и исследовательском методе 

Разделы пропедевтического курса

•Природа. Восприятие. \7 часов\
•Как мы мыслим, изучаем, оцениваем. \7 часов\
•Особенности мира. Возможные ракурсы. \14 ч.\
•Предмет нашего исследования – что мы пытаемся постичь. \2 часа\
•Как описать явление и выявить закономерность. Как открыть закон. \12 часов\
•Зависимости в природе \5 часов\
•Формула рассказывает \2 часа\
•Гармония космоса и земли \12 часов\
•Самостоятельное открытие законов \5 часов\
Влияние курса на дальнейшее образование по предмету физика
•Заметно быстрее воспринимали и усваивали материал общего курса. Данные классы позволяли качественно повысить уровень представления материала, сложность и количество задач и экспериментов.
•Многие учащиеся добились высокой успеваемости как по физике, так и по другим предметам и уверенно поступили в ВУЗы.
•Отличались заинтересованностью и открытостью по отношению к предмету физики и его темам.
•Практически отсутствовала в данных классах группа учащихся, считающих предмет физики сложным или требующим сверхусилий.
•Существенно повысилась позитивность в отношении к предмету.
•Повысилась творческая активность и самостоятельность.
Существенным результатом является
•Учащиеся в возрасте 10-11 лет, всего через год работы по предмету сами открывали законы, которые удается полноценно понять, вывести и использовать в среднем лишь половине учащихся 11 классов даже при качественной организации процесса обучения.
•Высокий интерес к предмету и удовлетворенность учащихся результатом собственного труда.

Содержание пропедевтического курса в стилистике, соответствующей возрастной группе учеников шестого класса.

 Природа. Восприятие.

  • · Природа. Мир вокруг.
  • · Что мы замечаем и что нет. 
  • · Штрихи и черточки мира.
  • · Границы между "я" и "не я".
  • · Сон и явь.
  • · Реальность, материя. Субъективность.
  • · Восприятие. Оценка.

Как мы мыслим, изучаем, оцениваем.

  • · Что мы принимаем без доказательств.
  • · От чего отталкиваемся в любом суждении.
  • · Предпосылки научной позиции.
  • · Объективность.
  • · Закономерность.
  • · Как мы мыслим.
  • · Логика и парадокс.

 Особенности мира. Возможные ракурсы.

  • · Оглядимся вокруг.
  • · Цикличность в природе.
  • · Двойственность в природе. Полярность.
  • · Относительность.
  • · Аналогии в природе.
  • · Микро и макро мир.
  • · Движение. Время.
  • · Вовлеченность и взаимозависимость.
  • · Чем же все это кончится и есть ли во всем этом смысл?
  • · Порядок и хаос.
  • · Обратимость и необратимость.
  • · Эволюция и инволюция.
  • · Жизнь: условия, уникальность.
  • · Вероятность.

 Предмет нашего исследования – что мы пытаемся постичь

  • · Что же, собственно рассматривать и изучать.
  • · Явление. Его границы и направленность.

 Как описать явление и выявить закономерность. Как открыть закон.

  • · Физическая величина.
  • · Наблюдение.
  • · Относительность. Сравнение. Эталон.
  • · Единица измерения. О чем рассказывает сложная размерность. Чтение размерности.
  • · Вектор. Результирующая.
  • · Наблюдал, заметил, что дальше?
  • · Прибор. Эксперимент.
  • · Причина и следствие.
  • · Измерение. Опыт.
  • · Влияние. Разброс. Погрешность.
  • · Предсказуемость и непредсказуемость.
  • · Статистика.

 Зависимости в природе

  • · Прямая и обратная зависимости.
  • · Характер зависимости. (Простые виды: пропорциональная, квадратическая)
  • · Определение типа зависимости.
  • · Как записать формулу, зная тип зависимости.
  • · Постоянная величина в формуле, ее смысл.

Формула рассказывает

  • · Умение читать формулу.
  • · Умение записать содержание явления формулой.

 Гармония космоса и земли

  • Гармония солнечной системы.
  • · Пространство. Космос. Вакуум.
  • · Гравитация.
  • · Спутник.
  • · Частота и период.
  • · Планеты и их спутники.
  • · Эклиптика.
  • · Годовое и суточное вращение.
  • · Времена года.
  • · Тропики и полярный круг.
  • · Луна. Фазы луны. Лунный календарь.
  • · Затмения.

Самостоятельное открытие законов

Проведение экспериментального исследования явлений и установка зависимостей между величинами, описывающими его. Запись формул и формулировка законов.

  • · Наличие сопротивления при скольжении тела по гладкой поверхности.
  • · Колебание груза на нити.
  • · Уменьшение веса тела, погруженного в разные жидкости.
  • · Нежелание пружины сжиматься или разжиматься.
  • · Колебания груза на пружине.

Добавить отзыв
     
Заполните обязательное поле
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: