«Пропедевтический курс физики для обучения в основной школе»
Микулич Антонио Геннадьевич
Аннотация
Идея работы, как наличие пропедевтического курса для учеников шестых классов, вытекает из анализа существующего курса физики в общеобразовательной школе, анализа существующих пропедевтических курсов и опыта личной работы по его реализации. И направлена на ликвидацию тех пробелов в системе знаний, которые мешают быстрому, глубокому, творческому постижению общего курса физики на любом уровне сложности.
Курс, оставаясь очень увлекательным и легко воспринимаемым для возраста шестиклассника, решает следующие основные задачи: прививает навыки научного метода исследования и обработки данных, формируют целостную картину мира, дает представление о самом процессе восприятия и оценки, формирует понятие зависимости и навыки выражения зависимостей через формулу, таким образом делая ее простым и удобным инструментом выражения процессов и связей мира, учит легко работать с формулой, учит самому открывать и описывать законы любых процессов, проводя эксперимент и выражая результаты формулой.
Цель курса – подготовить к высокому качеству образования по предмету физика. Сделать так, чтобы дети, отправляясь в плавание по морям и странам науки о природе, во-первых, умели плавать, во-вторых, имели представление о том, что такое эти море и страны, что они есть в целом, как план.
Таким образом формируется система знаний и навыков исследования и обработки данных, необходимая для легкого и объемного усвоения любых тем курса физики и осуществляется творческое постижение предмета.ета, и что там, собственно искать и зачем. И главное как искать!
Ключевой компонент: обретение методологических навыков работы; самостоятельное открытие законов; навыки полного цикла научной работы.
Основные навыки: подход к исследованию явления; построение эксперимента; работа с формулой и чтение формулы.
Акцент на проблемно-поисковом и исследовательском методе.
По окончании курса, обучающиеся существенно лучше воспринимают любые темы школьного курса физики. В разы повышается мотивация и интерес к изучению физики до конца учебы вне зависимости от наклонностей и профессиональной ориентации. Курс усваивается качественно глубже. Обучающиеся участвуют более творчески в самом процессе обучения, имеют меньше рисков для здоровья из-за усталости и психологических напряжений.
Программа опробована и дает однозначный положительный результат.
К рискам можно отнести только требования выделения 2 часов в неделю для физики в шестом классе, что является «не привычным» для большинства школ.
Отзыв
«Пропедевтический курс физики для обучения в основной школе»
Представленная работа посвящена описанию вводного, обзорного курса физики для 6-го класса, разработанного автором и трижды опробованного им в разные годы. Цель курса — создать у детей целостное представления о физике, заложить в их сознание основные принципы и концепции научного метода познания мира. Благодаря такому введению, предваряющему основной курс физики средней школы, каждое новое физическое явление или закон сразу укладывается в уже укоренившуюся в головах учащихся общую концепцию физической науки. Школьная программа перестает восприниматься как пугающее нагромождение разрозненных фактов и правил, а связывается в единую картину, передающую красоту и гармонию окружающего мира.
Работа содержит план занятий по разработанному автором курсу, конспекты проведенных уроков, примеры заданий и анализ сложностей, возникающих у учеников в ходе их выполнения. Экспериментально изучены и объективно проанализированы также долгосрочные последствия изучения предложенного пропедевтического курса вплоть до обучения в вузе.
Работа производит очень хорошее впечатление. Её актуальность и полезность не вызывают сомнений, а проявленные автором увлеченность, компетентность и не навязанное модными тенденциями желание усовершенствовать существующую систему обучения заслуживают всяческих похвал.
Без сомнения, сама работа и ее автор заслуживают отличной оценки.
Научный руководитель старший преподаватель
к.ф.-м.н. Д.И. Холин
Цель курса
Подготовить к высокому качеству образования по предмету физика
История реализации идеи
•Данный курс был применен в шестых классах три раза в разные годы при одновременной доработке.
Предполагаемые факторы отставания
I не сформированность у обучающихся достаточных
Ключевой компонент
– Обретение методологических навыков
– самостоятельное открытие законов.
– Навыки полного цикла научной работы.
Акцент на проблемно-поисковом и исследовательском методе
Разделы пропедевтического курса
Содержание пропедевтического курса в стилистике, соответствующей возрастной группе учеников шестого класса.
Природа. Восприятие.
- · Природа. Мир вокруг.
- · Что мы замечаем и что нет.
- · Штрихи и черточки мира.
- · Границы между "я" и "не я".
- · Сон и явь.
- · Реальность, материя. Субъективность.
- · Восприятие. Оценка.
Как мы мыслим, изучаем, оцениваем.
- · Что мы принимаем без доказательств.
- · От чего отталкиваемся в любом суждении.
- · Предпосылки научной позиции.
- · Объективность.
- · Закономерность.
- · Как мы мыслим.
- · Логика и парадокс.
Особенности мира. Возможные ракурсы.
- · Оглядимся вокруг.
- · Цикличность в природе.
- · Двойственность в природе. Полярность.
- · Относительность.
- · Аналогии в природе.
- · Микро и макро мир.
- · Движение. Время.
- · Вовлеченность и взаимозависимость.
- · Чем же все это кончится и есть ли во всем этом смысл?
- · Порядок и хаос.
- · Обратимость и необратимость.
- · Эволюция и инволюция.
- · Жизнь: условия, уникальность.
- · Вероятность.
Предмет нашего исследования – что мы пытаемся постичь
- · Что же, собственно рассматривать и изучать.
- · Явление. Его границы и направленность.
Как описать явление и выявить закономерность. Как открыть закон.
- · Физическая величина.
- · Наблюдение.
- · Относительность. Сравнение. Эталон.
- · Единица измерения. О чем рассказывает сложная размерность. Чтение размерности.
- · Вектор. Результирующая.
- · Наблюдал, заметил, что дальше?
- · Прибор. Эксперимент.
- · Причина и следствие.
- · Измерение. Опыт.
- · Влияние. Разброс. Погрешность.
- · Предсказуемость и непредсказуемость.
- · Статистика.
Зависимости в природе
- · Прямая и обратная зависимости.
- · Характер зависимости. (Простые виды: пропорциональная, квадратическая)
- · Определение типа зависимости.
- · Как записать формулу, зная тип зависимости.
- · Постоянная величина в формуле, ее смысл.
Формула рассказывает
- · Умение читать формулу.
- · Умение записать содержание явления формулой.
Гармония космоса и земли
- Гармония солнечной системы.
- · Пространство. Космос. Вакуум.
- · Гравитация.
- · Спутник.
- · Частота и период.
- · Планеты и их спутники.
- · Эклиптика.
- · Годовое и суточное вращение.
- · Времена года.
- · Тропики и полярный круг.
- · Луна. Фазы луны. Лунный календарь.
- · Затмения.
Самостоятельное открытие законов
Проведение экспериментального исследования явлений и установка зависимостей между величинами, описывающими его. Запись формул и формулировка законов.
- · Наличие сопротивления при скольжении тела по гладкой поверхности.
- · Колебание груза на нити.
- · Уменьшение веса тела, погруженного в разные жидкости.
- · Нежелание пружины сжиматься или разжиматься.
- · Колебания груза на пружине.