1. Поход.

Ключевые особенности организации быта и движения.

1) Непривязанность к временным рамкам -  день-ночь  - во  время движения.

2) Независимость от  тропы,  дороги,  транспорта  на  внутренних участках маршрута.  Неприоритетность (равноценность) всех направ­лений на внутренних участках  маршрута.  То  есть неприоритетность быстроты, комфортности и других привычных оценок в выборе направ­ления.

3) Свобода от идеи километража, как цели похода.

4) Движение со сложными элементами: по снегу, в мороз, под дож­дем, броды, технически сложные участки - должно осуществляться без напряжения, с чувством естественности, не допуская состояний ис­терии или героики.

Естественно, что условия, местность, снаряжение и квалифика­ция  руководителей должны позволять осуществлять все предполагае­мые действия без риска и главное без ощущения экстремальности.

5) Отсутствует  система  дежурств.  Все  необходимые действия во время движения и обустройства  известны  каждому  и  не  являются ничьим приоритетом. Дрова, вода, "готовка", лагерь, постели, сбо­ры - все делается просто до момента завершения. Никто не заканчи­вает работу ни раньше, ни позже. Каждый сам ориентируется в выбо­ре занятия, зная всю схему действий и конечную цель. Таким образом нет того,  кто сегодня отвечает за ужин, хотя взялся его готовить кто-то один или несколько.  Это принципиальный момент, кроме  достижения основных целей решающий еще задачи обретения ответственности и контроля над всем происходящим, дружелюбия.

Опыт показывает, что эффективность такого метода очень высока.

6) Нет прямого инструктажа по "готовке" и всем остальным  техни­ческим действиям.

Обучение и развитие учеников ведется на примере,  через кос­венное внимание и,  когда новичок уже взялся сам за работу, через мягкие рекомендации или совместное выполнение работы на равных.

Группа комплектуется так, что всегда имеются люди, способные в первые дни взять на себя технически трудные,  требующие больших навыков и знания секретов действия. И всегда есть работа, которую более-менее эффективно может делать новичок,  одновременно наблю­дая за всем остальным.

Так как желание уметь так,  как это получается у "бывалых" красиво и быстро, в любых условиях сделать все необходимое: кос­тер, еду, лагерь - сильно, внимание ребенка сосредоточено и уме­ния приходят удивительно быстро. Если самоуверенность чрезмерна, условия похода очень быстро ставят на место.

Здесь главное, что, опять же косвенно, прививается понимание того,  что за знание надо бороться.  Его надо  хотеть,  его  надо взять  самому,  и  в каждом мастерстве - есть секрет, который не откроется без настоящей воли. Так же становится очевидно, что нет второстепенных мелочей, ибо все они звенья одной цели.

В некоторых случаях руководитель все-таки распоряжается  от­носительно того. кому что сделать, следя за тем, чтобы все попро­бовали себя во всем или подталкивая ученика к  преодолению своих личных  недостатков через ту деятельность, осуществление которой может разрешить внутреннюю проблему.

7) Идея  "не наследи", идея предельно бережного и уважительного отношения ко всему на своем пути отражается в каждой детали похо­да.

Например, место, где группа провела ночь, не должно иметь ни малейших следов  пребывания человека.  Ни одной лишней сломанной веточки, не говоря о цветах.

8) Идея незаметности,  выраженная в установке на то, что первыми заметить другого человека или животное должны члены группы,  а не наоборот, обостряет восприятие,  автоматически  снимает  любое стремление поставить себя в центр внимания.

9) Идея равноценности всех существ, населяющих землю, подчерки­вается как постулат с одной стороны,  с другой - подтверждается при обращении внимания на гармоничность, искусность, красоту в мире растений и животных и варварство и  бессмысленность  многих человеческих действий во взаимодействии с природой.

10) Тщательный подбор музыкального и поэтического репертуара, основанный на художественной ценности произведений.

В созданных условиях поется всем,  исчезают комплексы ложной застенчивости.

11) В условиях похода,  когда руководитель оказывается безуслов­ным  авторитетом  и  ребенок впитывает и неосознанно копирует все его движения,  действия руководителя должны быть безупречно поря­дочны, скромны, естественны, воспитаны и самокритичны. Недопусти­ма малейшая распущенность, нравственный огрех или  изъян  вкуса, если это не используется как продуманный маневр.

12) Взаимодействие учеников, проходящее под осторожным управле­нием руководителя, и моделирование им ситуаций нацелено на прео­доление учениками внутренних барьеров, психологических напряжений травм и имеет прямую терапевтическую цель.

13) Экипировочная раскладка содержит только необходимые  вещи, использует только проверенный, профессиональный, предельно легкий и надежный инвентарь.

14) Консервы не используются. Выбор продуктов и меню подчиняются требованиям сбалансированности, вкусности, калорийности и легкос­ти.

15) Нагрузка у девочек минимальная.  Оптимальность  и  современ­ность экипировки и продуктового пакета снимает проблему неподъем­ных и неудобных рюкзаков.

Стадия подготовки включает

1) Психологический  настрой новичков на незаурядность предс­тоящей поездки,  ее беспрецедентность. Ребенок ожидает какого-то таинства: все рассказы "бывалых" содержат элемент загадочной пос­вященности; действия руководителя требуют от собирающегося исклю­чительной ответственности,  очень серьезны и детальны во всех мелочах.

О будущем походе говорится,  что он не простой, что это дви­жение в горах, по снегу, в изоляции от цивилизации и т.п.

С другой стороны, новичок располагает информацией от уже хо­дивших.  Все они возвращаются в ареоле особого вдохновения и соп­ричастности чему-то удивительному. Их рассказы в большинстве сво­ем сдержаны, не очень понятны, но крайне заманчивы. К тому же они возвращаются заметно раскованней, психологически более здоровыми;

Часто изменения радикальны, так как индивидуальная работа предпо­лагает снятие в ходе поездки личных напряжений.

Подобная обстановка интригует, но не формирует четкого обра­за того, от чего предполагается получить удовольствие. Это созда­ет условия для постановки абстрактной цели.

2) Настойчивое требование принять собственное решение, неза­висимо от родителей,  друзей. При этом ученик предчувствует, что предстоящее очень интересно,  но  по-настоящему трудно и меньше всего похоже на развлечение.

3) Очень детальная экипировка в соответствии со списком лич­ного снаряжения.  Список доступен семье с обычным средним достат­ком.  Не допускает отклонений.  Является результатом десятилетней практики на известной местности.

Тщательнейший контроль  над соблюдением всех пунктов экипиро­вочного списка.

Некоторые элементы  снаряжения  ученик обязан сделать своими руками под руководством, если это новичок.

4) Ряд тренировок по сборке, укладке, распаковке и т.д. Отш­лифовка этих действий.

5) Не ведется предварительный инструктаж по вопросам "готов­ки", выбора маршрута и техники его прохождения.

6) Обязательным  моментом  является проводимая за 10 дней до выхода на маршрут интенсивная тренировка. Основная цель трениров­ки - окончательная проверка моральной готовности участников.

Тренировка включает длительный комплекс физической нагрузки, строго индивидуальный, в соответствием с личной физической готов­ностью и здоровьем.  Нагрузка дается в соответствии  с  правилами спортивной медицины,  исключающими опасность ущерба здоровью. Тем не менее,  каждый участник проходит через стадию предельной уста­лости и сомнений. Пройдя до конца, претендент совершает настоящую внутреннюю победу.

Это обязательная проверка на прочность и материал для внима­тельного наблюдения руководителем  за  реакциями  будущего  члена группы  в  экстремальной ситуации.  Этот материал анализируется и учитывается.

После данной тренировки никакой существенной физической наг­рузки до момента выхода не рекомендуется.

Важно, чтобы участники тренировки знали, что нагрузка у каж­дого будет своя,  неэффективность или эффективность других участ­ников  не имеет к нему отношения,  соревновательность отсутствует начисто, что это лишь его личная битва, что усталость обязательно столкнет его с его же безволием, фальшивостью своих намерений.

Тренировка также существенно повышает тонус на момент начала похода,  так  как завершается период рекомпенсации организма и он снова готов и уже ждет ударной нагрузки.

7) Разучиваются  специальные  условные знаки:  "ориентационный",  "отклик о местонахождении", "немедленный сбор" и "затаить­ся".

8) Доводится до сведения информация об основных правилах об­щего распорядка и обеспечения быта и движения.

 

При выполнении всех условий подготовки к походу группа,  вы­ходя на маршрут,  дышит особым настроем собранности,  дисциплины, радостного  ожидания.  В  таких  случаях каждый поход приобретает особую неповторимость,  проходит в особой тональности,  очевидной для всех участников. Однако предсказать под каким знаком пройдет предстоящее путешествие невозможно. Очень важно не пропустить мо­мент.  когда впервые проявляется особенность данного похода.  Это происходит в первый день "выхода на тропу". Видимо, не анализиру­емая  на сознательном уровне комбинация характеров,  индивидуальностей,  составляющих группу, в сочетании с окружающими условиями (погода, намеченная "тропа" и многое др.) сама задает тот ключ. в котором оптимально выражается взаимодействие членов группы и при­роды. Конечно, это происходит только, если существует некое вдохновение и устремленность к абстрактной цели.  Это тонкий  вопрос. Внимание, отвлеченное от целей известных и конкретных, устремлен­ное,  действительно приводит к удивительным  обретениям.  Ребенок замечает, что существует множество вещей, к которым стоит прислу­шаться, которые не замечал никогда, которые совершенно неожидан­ны, что мир невообразимо шире, что природа вокруг говорит с то­бой, учит - она живая, если сам ты открыт и чист в своих намере­ниях.

Таким образом, вся группа имеет абстрактную цель, на которой удерживается подготовленное учителем внимание.

Конкретная целеустремленность ни в коем случае не рассматри­вается как негативное качество.  Наоборот. И развитие ее является важной частной задачей программной работы - умение  ставить,  бо­роться и достигать своих конкретных целей. Такая цель, преследуе­мая с пониманием ее относительности,  порождает действие, которое уже нельзя назвать механистичным.

Особенности комплектации группы.

1) Группа набирается из классов, в которых работают препода­ватели. являющиеся инструкторами.

Пять преподавателей школы в течение уже шести лет на  момент написания программы работали с детьми,  объединенные целями и ме­тодами, представленными здесь. У всех за плечами и долгая провер­ка  горными тропами,  и преданность педагогической деятельности в стенах молодой еще школы. Еще несколько человек, не преподающих в школе, входят в состав руководителей, в частности врач.

2) В группе 10-12 детей.

3) 0 планах на поход говорится всем в классе без исключения не позже чем за два месяца до выезда.  Сообщается формальная  ин­формация  о  местности и сроках.  В течении 2-3 недель собирается группа.  Руководитель не рекламирует поездку.(см. п.1 Стадия под­готовки).  Сразу настаивается на том,  что ребенок должен принять решение сам и выразить его однозначно.  В случае колебаний  типа:

"Может быть я поеду..." или "А кто еще поедет?" и т.п. претенден­ту напоминается об условии решительности своего выбора.

4) Руководители похода - люди близко знакомые и одинаково преданные общим идеям. 2-3 человека.

Руководитель может пригласить других взрослых людей,  являю­щихся примером тех качеств,  на которые предполагается акцентировать внимание детей в данном походе или заполняющих психологичес­кие ниши, имеющиеся в набранной группе.

Принципиальные решения  принимаются  основным руководителем. Это тот преподаватель-инструктор,  чьи ученики  составляют  боль­шинство в набранной группе.

Отношение руководителя с детьми сохраняет стереотип  отноше­ний  учителя  с  учениками.  Это ограничивает спектр возможностей воздействия. В связи с этим руководитель может работать в паре со своим другом,  не являющимся преподавателем,  который забирает на себя определенную долю внимания.  Такая  расстановка  на  порядок увеличивает эффективность. В таком случае эта пара является номи­нальным и фактическим руководителем группы.

***

Допустим, учитель обладает несомненным знанием и одновремен­но видит личностные проблемы ученика, требующие решения. Передать знания  и  терапевтически  подействовать на личность - содержание работы учителя. Основная проблема здесь заключается в невосприим­чивости. Методика - решение этой проблемы.

Поле, на котором действует  человек,  состоит  полностью  из привычных стереотипных вещей и поступков.  В этом состоянии чело­век предельно инертен, закрыт для нового. Он уже не ищет ответов. Развернуть его  или  просто заставить заметить что-то новое,  не принадлежащее известной схеме,  практически невозможно. Все  его внимание уже задействовано на том, что известно, и как бы спит.

Поход, в том виде,  в котором он  соответствует  приведенным условиям - действительно резкий удар по закрепленному укладу жиз­ни. Взвешенное, чуткое состояние искусственного шока приоткрывает человека для нового. Если это происходит - все образовательные и педагогические цели выполнимы.

Таким образом,  поход в горы - решение основной задачи раск­рытия человека для восприятия нового при наименьшем риске и в ус­ловиях очень богатых для моделирования.  Достижение этого эффекта используется для решения частных задач воспитания:

1) ответственности за все. что делаешь в жизни;

2) решительности и настроенности на победу, самоотдачи;

3) гибкости, чуткости ко всему вокруг;

4) осознания сопричастности и неразделимости всего;

5) элементарной неэгоистичности;

6) жизнерадостности, светлости.