2.5 Чтение карты

2.5      Ориентирование на местности

Чтение карты

Умение читать карту и видеть на листочке бумаги с разноцветными пятнами и линиями пейзаж с видом сверху, сбоку, откуда хочешь, вплоть до журчания ручьев и шума ветра приходит только с опытом.

До поездки, в поезде объясняется участникам техника работы с картой.

Что на ней можно увидеть.

С собой берется «1-2 километровка», то есть карта с масштабом в 1см – (1-2)км. Ставится задача научиться видеть на карте рельеф, особенности флоры, снега, реки и ручьи, скалы, природные достопримечательности из любой ее точки.

После объяснений смысла условных знаков, масштаба и изолиний вы демонстрируете панорамный рисунок из указанного ими места. Затем это упражнение выполняют все. Вы проверяете и обязательно объясняете почему вы не согласны с их видением данного места.

Затем в пути вы на каждом привале просите всех сориентироваться по своим картам или копиям, сделать пометки карандашным пунктиром о пройденном маршруте.

Так к концу путешествия вы будете иметь группу квалифицированных «карточитателей».

 

Мастер ориентации

Мы стояли на Верховине. Ясной душистой ночью я отошел от лагеря на полянку над северным склоном Романкошской яйлы. Дима сидел с краю. В спину дышало самое высокое плато Крыма, по которому мы пришли. Дима не был на первом месте. Звание «Мастера ориентации» было не у него. В общем зачете он шел на втором и значительно отставал. Я сел сзади. Холмы и долины заповедника лежали во мгле. Звездная кольчуга на безлунном небе и два ореола света впереди и слева: Бахчисарай и Севастополь. Мы перевалили сегодня с юга. Незабываемый переход был.

- Да. Как красиво! Ялта, Алушта…- сказал Дима и вышел на первое место.

 

При условии, что сил и времени будет хватать на удовлетворение естественного любопытства и споров по разногласиям, например, «Почему ты указал наше местоположение в лесном ущелье у реки по эту сторону хребта, когда мы на вершине лысой горы и это другая цепь?».

 

Движение в нужном направлении

Компас у всех есть. Всем надо показать, как им пользоваться для обнаружения координат объекта. Все должны подтвердить ответом на поставленную вами индивидуальную задачу, что умеют определять, под каким углом к северному направлению находится объект.

Первое задание - держать курс.

Надо дать понять каждому, что, не имея кропотливого длительного опыта и методики, нельзя удержать выбранное направление.

Каждого надо по очереди пустить вперед в условиях закрытой местности без натоптанной тропы, в лесу или в тумане, указав рукой и назвав в градусах направление. Каждый должен на своем опыте понять, что, не глядя на компас в таких условиях, человек через 100-200 м идет назад.

Но и в условиях широкого обзора, не применяя правильной методики, человек существенно отклоняется от курса, если просто часто сверяется с компасом.

Часто напоминайте, что смотреть на компас нужно постоянно, не важно ведущий ты или ведомый. Что помнить курс свой нужно в любой момент.

 

Во время движения не забывайте делать это сами и следить за выполнением следующих действий участниками:

×          с компасом сверяться каждые 10 мин;

×          сверяться при любом изменении общего курса;

×          замечать приметы всех ключевых поворотов в виде запоминающихся и заметных деталей в ближайшем пространстве;

×          при удержании намеченного курса выбирать 2 объекта на курсовой линии: поближе и подальше, так, чтобы по мере движения из-за рельефа ни один из них не скрылся из виду; идти к первому объекту так, чтобы ты, он и третий объект были на одной линии; второй объект должен попросту прятать за собой третий;

×          объекты выбирать заметные, высокие, не способные слиться с фоном, спутаться с другими подобными, с не большим угловым размером; это может быть дерево, скала, даже дальняя гара-вершина;

×          дойдя до первого, выбираем новый второй объект, если продолжаем удерживать тотже курс;

×          при плохой видимости намечается один ближайший различимый ориентир по курсу;

×          при вынужденных отклонениях стараемся вернуться на исходную линию или делаем поправку в направлении

 

А Дима не поедет

Мы встали в ущелье. У самого склона, круто уходившего вверх. Туда наверх до яйлы, перебежать через нее и потом просто свалиться вниз на трассу. Это была задача Димы и Антона. Они выходили в пять. Пораньше, чтобы успеть на поезд.

Это была глубокая складка. Казалось дно палатки также имеет два склона.

Дело, конечно, не в месте. Да мы его и не видели то. Лес под северным склоном влажный, пахучий, прелый. Пришли в сумерках – встали в четыре. Костер в низине складки. Вокруг амфитеатром мы. Кто-то, обходя, цепляется за склон складки, хватается за дерево, чтобы не съехать на сидящих у костра. Он метрах в 5 выше. Дерево издает хруст и валится прямо на Диму. Используя телепортационные методы, оказываюсь за его спиной и принимаю дерево на плечо, меняя траекторию падения. Ствол валится сбоку у ног и раскалывается. Антон созерцает. Дима не оборачивается. Обходящий завершает обход и садится к огню. Следующее лицо показывается из палатки: «Привет. Как там?». Антон не прерывая созерцания: «А Дима не поедет».

Они уходят в пять без пятнадцати. Пол часа подъема, двадцать минут – пересечь яйлу и двадцать, чтобы свалиться вниз до трассы. Очень большой запас. Часа четыре.

 

Главное правило мастера ориентации

Мы не видели их две недели. Да и не планировали встреч. Просто, когда мы, несмотря на протесты всей группы,  свалились к морю окунуться и отчалить до хаты, то встретили их. Место в общем было диковатое. Диковатое, да памятное.

Дима прекрасно выглядел. Как подобает «Мастеру ориентации». Антона не было. Вечером, под шорох волн и треск углей, ощущая почему-то ниточку, между тобой  и горами, тянущую за спину назад к ним, мы были посвящены в историю открытия.

Вылезши на яйлу, они встретили ветер. Или ветер их встретил. И они почувствовали себя вдвоем. Это не много. И без компаса.

Ширина плоского участка, который надо было пересечь, порядка километра. Но ветер был в паре. В паре с туманом. И они пошли. Пара на пару. Их двое на ветер. Ветер с туманом. Прямо пошли. Всего километр.

Первые сомнения возникли через сорок минут. Проведя мозговой штурм, анализируя ландшафтные признаки, они скорректировали  направление. Еще через сорок минут сомнения усилились. Еще через два часа ситуация стала критической. И даже не потому, что билеты можно было выбросить, а на другие уже не хватало. Просто за это время можно было дойти до любого края… К тому же яйла была довольно прохожим местом. По непогоде, конечно, никого не было, но вообще следы встречались часто и учитывались в анализе как ландшафтные признаки.

Устойчивый равный ветер на яйле – это сила. Идешь, как яхта против ветра, накренившись на борт. А туман чувствуется костями. Он рваный, но непроглядный. Пахнет мокрой землей. Мокрой землей с мокрыми следами на суглинке: где залитые, где хороший протектор, как печать.

И вот тут им пришла мысль! «А не наши ли это следы?». Так, методом тяжелого опыта было открыто ключевое правило «Мастера ориентировки»: «Когда в седьмой раз наступаешь на чьи-то следы, задумайся, не твои ли они»!

Открытия вообще окрыляют.

Решили вспомнить начальную ориентацию ветра в момент, когда край исходный был под ногами, и можно было рукой показать туда, куда нужно, чтобы дойти до искомого края. И плюс минус тридцать градусов не играют значения. И вспомнили. И пошли, схватившись за ветер. Край был в пяти минутах. Потом бобслей, трасса, такси, заначка. Сели.

(Больше они не забывали компас).